Rossijskij film «
Mlechnyj put», startovavshij v kinoteatrax 1 yanvarya, snimalsya kak novogodnyaya skazka, pod prazdnik. Odnako novogodnego nastroeniya v nem gorazdo menshe, chem predpolagaetsya v podobnom kino.
Glavnye geroi — suprugi Andrej i Nadya, okolo goda zhivushhie v raznyx gorodax. Oba reshili, chto tak legche obespechit semyu, i vot vstrechayutsya spustya stolko vremeni v ix dome v Irkutske, prichem ne v samoj naselennoj ego chasti. Bolshe togo, mesto, gde Nadya (Marina Aleksandrova) prozhivaet s detmi napominaet zabroshennuyu derevenku, kotoraya ochen daleka ot civilizacii i zastryala gde-to mezhdu proshlym i nastoyashhim.
Andrej (Sergej Bezrukov) takzhe ne vyglyadit supersovremennym, pokupaet v podarok detyam gadzhety, no vpolne staromodno, bez ocharovaniya Moskvoj, stremitsya na semejnyj Novyj god. Udivitelno, no ni odin iz suprugov za god razluki ne zainteresovalsya kem-to drugim i dejstvitelno oba zhdut vstrechi. Tem ne menee, chto-to ne laditsya, zhena zaranee nakruchena i vosprinimaet vse v shtyki, a muzh srazu nachinaet vesti sebya neuverenno i formalno.
Duet izvestnyx akterov vyglyadit ne slishkom ubeditelno, i xaraktery geroev rovnye i nevyrazitelnye, i v ix pare ne voznikaet ximii. Istoriya imenno o vzroslyx i ix otnosheniyax, i to, chto suprugi nichem ne vyzyvayut bolshoj simpatii, stanovitsya bolshoj problemoj dlya filma. Deti v meru obayatelny i naivny, i za nimi inogda interesno sledit, no v celom kartina razve chto inogda zabavna, chem smeshnaya po svoej suti.
Xot i sdelan film, kak komediya, i vse sostavlyayushhie takix filmov 80-x na meste, nuzhnogo effekta proisxodyashhee na ekrane ne dostigaet. A shaman v ispolnenii ushedshego Valentina Gafta, kolduyushhij nad maketom zabytogo bogom mestechka, zametno starit film. Ego prisutstvie v filme voobshhe ne osobenno obosnovanno.
Edinstvennoe, chto v filme dejstvitelno raduet — eto saundtrek, pesnya Valeriya Meladze. V osnovnom zhe, kazhetsya, chto semochnoj komande bylo interesnee snimat film v neprostyx surovyx usloviyax, chem zritelyu smotret otsnyatoe.
Namnogo bolee po-novogodnemu dushevnym kino budut tot zhe «Odin doma» ili xotya by «Ironiya sudby. Prodolzhenie», tam i film posovremennee, i u Bezrukova bolee zhivoj personazh.
5 iz 10